Добавьте важные подробности о вашей компании. Редактируй текст двойным кликом по тексту или в настройках блока.
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих»
Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) – принесение; προσκομίζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии.
Когда и где совершается проскомидия?
Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения.
Кто может совершать проскомидию?
Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон.
Как и за кого подавать записки на проскомидию?
Записки «на проскомидию» – это самое важное поминовение о живых и усопших. Традиционно они подаются в церковную лавку вечером накануне главного церковного богослужения – Литургии – или утром до начала Литургии. Записки прочитывают и вынимают частицы вплоть до окончания часов, пока Предложение стоит на жертвеннике. Если записка подана позднее, она будет прочитана на следующей Литургии. Обычно в одной записке упоминается до десяти имен, при этом имена указываются в полной форме, родительном падеже (протоиерея Сергия, болящей Нины, Геннадия, младенца Феодора, Николая и т. д.). Первыми указываются имена священнослужителей. Если имена пишутся не на готовом отпечатанном бланке данного храма, можно на чистом листке бумаги соответствующего стандартной записке размера самостоятельно изобразить восьмиконечный православный крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».
Кого можно поминать на проскомидии?
В записках пишут имена только верных (воцерковленных) православных христианах. Преподобный Лев Оптинский говорил: «О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию».
Что происходит на проскомидии, когда все частицы вынуты?
На дискос, где уже лежат вынутые частицы, священником устанавливается предварительно окуренная ладаном звездица. Потом дискос и потир покрываются двумя отдельными, также предварительно окуренными покровцами, кроме этого, сверху на них полагается один большой покров, называемый возду́хом. Он тоже подвергается предварительному окуриванию. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц. Затем священник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть тех, кто их принес, за кого они принесены, молит Бога и за себя, дабы быть достойным для священнодействия.
Что делает священник с вынутыми частицами?
В конце Литургии, после причащения мирян, священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Что символизирует проскомидия?
На проскомидии воспоминаются Рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Рождество Спасителя знаменуют приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца; вертеп – жертвенник; ясли Богомладенца – дискос; Вифлеемскую звезду – звездица; Его пелены – покровцы; дары волхвов – потир, кадильницу и фимиам; славословие вифлеемских пастухов и волхвов – молитвы, творимые священником, совершающим проскомидию.Дискос есть также символ гроба Господня; покровцы – Его погребальные пелены; крестообразное разрезание Агнца и прободение его копием служат символами распятия Спасителя и излияние Его крови. Кроме того, о том времени, когда Господь находился на кресте, а воин пронзил Ему ребро копьем и из пронзенного Тела истекли кровь и вода, напоминает вино, соединенное с водой, вливаемое в потир.Еще один символ – пять просфор, используемые на проскомидии, он напоминает о Евангельском чуде насыщения Господом пятью хлебами пяти тысяч человек. Двусоставность просфоры символизирует Божество и Человечество Спасителя. Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе знаменует Церковь, Глава которой есть Господь наш Иисус Христос.
Сорокоусты — это поминовение за здравие или за упокой в течение 40 дней подряд в храме за литургией, главным церковным богослужением.
"Сорокоусты, - пишет св. Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу - ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом".
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Не стоит забывать и о важности личной молитвы. Сорокоуст может быть и келейной (частной, домашней) молитвой в течение сорока дней. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог. Можно совсем кратко своими словами или так: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего…», «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного родственника моего...».
Когда в наш храм приходят заказать поминовение, мы спрашиваем об участии человека в таинствах, начинаем объяснять этот принцип. Некоторые люди обижаются: «Почему мы не можем заказать сорокоуст об усопшем? Вот он в Бога верил, крестик носил! Был очень хороший семьянин и добрый человек, а вы вот не хотите за него сорокоуст принять!» Эта самая «вера в бога в душе», когда люди для себя не видят смысла в таинствах. В общественном мнении крещение всем нужно, и отпевание всем нужно, и чтобы человек был хороший. А христианская жизнь, которая должна быть в промежутке между крещением и отпеванием — это для религиозных фанатиков. Отказ от сорокоуста за неверующего или за адепта веры в «бога-в-душе» — это отказ от потакания такому общественному мнению - Протоиерей Димитрий Струев.
Святитель Симеон (Солунский):
"63. Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби. "Сего ради, – вопиет Павел, – мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни» (1Кор. 11, 30)".
Для дальнейшего изучения читайте: https://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinoposledovanie-i-idejnoe-soderzhanie
Также, см. статью о спасении и Церкви: https://www.hram-olgy-barnaul.ru/verouchenie/mozhno-li-spastis-pomimo-tserkvi-khristovoy
Цикл видео о Церковных Таинствах: https://www.hram-olgy-barnaul.ru/verouchenie/tsikl-video-o-tainstvakh-tserkvi